Мартынова

Интервью с начальником отдела обучения

Новое – хорошо забытое старое

– Раньше во многих рабочих коллективах существовал институт наставничества. Молодой человек приходил на предприятие, его прикрепляли к опытному работнику, который обучал его секретам профессии.

В целом наш центр будет действовать на тех же принципах, на которых работала эта система, только предполагается более глубокий и, надеюсь, более качественный подход. Объясню. Наставник брал себе учеников, обучал профессии, ученик получал практические навыки, но ему не давали никакого документального подтверждения, что он действительно прошёл курс и овладел профессиональными знаниями и навыками. Одно из преимуществ центра в том, что мы будем иметь право на предприятии выдавать нашим сотрудникам удостоверения о получении профессии, то есть официально подтверждать полученную ими квалификацию.

То же самое будет касаться и повышения квалификации. Если сейчас разряд повышает аттестационная комиссия, да, это сказывается на зарплате работника, но подтверждения повышения квалификации человек не получает. После лицензирования учебного центра работник сможет получить документальное подтверждение повышения профессиональной квалификации. Это тоже один из положительных моментов.

Тандем: теория – практика

– Ещё в чём видятся плюсы создаваемого центра. Мы возвращаемся к хорошо зарекомендовавшему себя, но уже забытому опыту. Вспомните работающие когда-то учебно-производственные комбинаты. Необходимость в возрождении положительных моментов их опыта давно назрела. Наш центр, как и прошлые УПК, будет давать не только практические навыки в какой-то определённой профессии, но ещё и теоретические знания.

Сейчас, когда человек устраивается на новое рабочее место, как правило, за период обучения он получает исключительно практические навыки.

Гораздо лучше, когда при этом он получит ещё и теоретические знания. Из опыта известно, что, когда теория и практика в разных местах, тандем этот, как правило, не работает. Простые примеры: приходят на завод ребята из различных учебных заведений, они чистые теоретики. Или те же вновь устроенные, допустим, после школы, которые вообще не имеют профессии, стажируясь, они получают только практические навыки и чувствуют нехватку теоретических знаний. В учебном центре мы постараемся всё это гармонично соединить. И надеюсь, что такой тандем – теории и практики – даст нам качественных специалистов, которые необходимы предприятию на сегодняшний день.

О готовности и «горящих» профессиях

– У предприятия есть отличная производственная база. Зная потребности предприятия в кадрах, сразу понимаем, на какие специальности мы будем ориентировать наших ребят, заключать с ними ученический договор на период обучения. И они 4 дня в неделю под руководством мастера производственного обучения будут трудиться непосредственно в цехе, на рабочем месте, а один день изучать теорию в учебном классе.

Составлен список так называемых горящих профессий, тех, по которым наблюдался острый дефицит кадров. Нужны были наладчики станков, наладчики автоматов и полуавтоматов, токари, операторы станков, слесари-инструментальщики, слесари-ремонтники. Последних, к слову, на сегодняшний день вообще нигде не готовят.

В связи с этим такой пример: если нам нужны электрики, их в некоторых профессиональных учебных заведениях готовят. Поэтому можно взять электрика и ввести его в профессию непосредственно здесь, на рабочем месте. Этим сейчас занимаются наши наставники. А вот со слесарем-ремонтником сложнее. Нам нужно дать ему и теорию, и практику. И сделать это одновременно и быстро. Ждать, пока человек выучится в среднем профессиональном учебном заведении, а это два-три года, у нас столько времени нет. Он нам завтра нужен. Поэтому нам нужны ускоренные программы на 3-4 месяца, чтобы он получил базу знаний и навыков непосредственно на производстве и уже мог самостоятельно выполнять какие-то простые операции. А дальше, если будет у человека желание, он будет развиваться в профессиональном плане.

Система должна быть гибкой

– Однозначно в процессе работы будут необходимы корректировки наших учебных программ в зависимости от потребностей предприятия, которые, как известно, меняются. Под то оборудование, которое будет или уже есть, под задачи, которые будут стоять перед предприятием.

То есть в этом вопросе потребуется оперативность и мобильность. Поэтому уже сейчас мы уточняем список «горящих» профессий, потребности предприятия. И в этом плане учебному центру такую корректировку на ходу сделать легче, чем перенастроить громоздкую систему среднего профессионального образования.

Научиться учить

– Ещё один момент. На нашем предприятии работают уникальные специалисты. Они будут мастерами производственного обучения в нашем центре. На сегодня это 9 человек, которые дистанционно прошли профессиональную переподготовку, получили дополнительную профессию на базе Западно-Сибирского межрегионального образовательного центра, получили дополнительные знания именно как педагоги. Они аттестованы и имеют право преподавать.

Это тоже очень важно, потому что уметь работать и уметь рассказать о том, как это делается, – немножко разные вещи. И далеко не каждый, кто сам умеет работать руками, умеет научить. Мы надеемся, что у наших мастеров производственного обучения это хорошо получится.

Учить тех, кто хочет учиться

– На чём ещё хотелось бы заострить внимание. Многим нужным профессиям сегодня нигде не учат. Возьмём, к примеру, токарей. Допустим, наш Бийский государственный колледж выдаёт удостоверение токаря, но оно у них идёт одним из блоков специальности технолога машиностроения. Часто ребята, которые приходят к нам с корочками технолога, не очень готовы встать за станок токарем. У них в голове уже немножко другая история: «Я технолог, а не токарь, поэтому я не хочу этим заниматься».

Очень хочется, чтобы пришли к нам те, кто хочет развиваться в профессии. И это не только моё мнение, наши мастера производственного обучения говорят: «Мы готовы обучать, готовы передавать опыт, только, пожалуйста, приводите к нам тех, кто учиться хочет. Тех, кто не хочет, лучше сразу не водите». В этом есть своя правда, если человек не хочет совершенствоваться в чём-то, наверное, не стоит терять ни времени преподавателей, ни деньги предприятия.

О перспективах

– Подобные центры есть на некоторых других заводах. На их базе проходят конкурсы «Лучший по профессии», например, лучший токарь, лучший электрик, лучший слесарь. У нас это тоже будет.

Вообще, если честно, мечта такая. Конечно, во-первых, мы должны обеспечить своё предприятие профессионалами. А задача номер два – выйти на тот уровень, когда бы к нам просились поучиться с других предприятий. Тем более что на предприятии есть и возможности, и уникальные специалисты. Это станет ещё одним своеобразным знаком качества нашего предприятия.