Подготовка и привлечение инженерных кадров
Корпорация и ее организации заинтересованы в привлечении и подготовке комплексных инженеров, способных проектировать весь жизненный цикл наших изделий под заданную стоимость. Высокая потребность в инженерах-интеграторах, понимающих и умеющих от исследования продвинуться к разработке необходимых технологий и их запуску в серийное производство. Данные специалисты особенно ценны, если они умеют работать в командах и обладают управленческими компетенциями. Кроме того, высока потребность в инженерах-технологах. Таких специалистов не хватает всем организациям Корпорации, независимо от профиля их деятельности.
Для повышения интереса к инженерно-техническим специальностям и подготовки высококвалифицированных кадров Корпорацией взят вектор на построение и усиление сквозной системы — «школа – ВУЗы/СПО – предприятие/конструкторское бюро», с гарантированным трудоустройством на предприятиях. Это позволяет сократить качественный разрыв между требованиями работодателей к молодым специалистам и действующим уровнем подготовки студентов.
КАКИЕ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ СУЩЕСТВУЮТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КОРПОРАЦИИ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАБОТНИКОВ
Корпорацией и ее организациями реализуются программы подготовки инженеров нового поколения на образовательно-профессиональных треках Корпорации «Крылья Ростеха», «Код Ростеха», «Ростех.Биотехмед», «Ростех.Качество» (далее – Треки), в которых Корпорация и ее организации также выступают индустриальными партнерами. В 16 вузах России в рамках треков уже учится порядка 20% детей работников от общего количества студентов треков.
Все студенты Треков трудоустраиваются на предприятия Корпорации с 1 курса обучения! Всем студентам Треков предоставляется социальная поддержка в виде обязательных и мотивационных выплат за учебные достижения, в том числе повышенная стипендия при оценках выше 4 баллов и стипендия от вуза, оплаченное общежитие и транспортная карта, разовые выплаты за знание английского языка и иная поддержка согласно Единым стандартам корпоративной социальной политики, реализованным на предприятии-работодателе.
Организации Корпорации приветствуют поступление детей/внуков работников. Не обязательно продолжать дело отца или деда на конкретном предприятии, главное – развиваться в ключевых высокотехнологичных отраслях промышленности под эгидой Корпорации. Информация о 4 магистральных Треках представлена ниже.
Вместе с тем, организации Корпорации проводят самостоятельный набор на другие программы целевого обучения в ВУЗы в городах присутствия предприятия. Информация о целевых программах конкретного предприятия предоставляется в департаменте управления персоналом соответствующей организации Корпорации.
Трек «Крылья Ростеха» — https://rostecwings.ru/
Подготовка инженерно-технических специалистов для предприятий авиастроения. В процессе подготовки инженеров учтены все требования будущих работодателей
Проект «Крылья Ростеха» направлен на:
- сокращение качественного разрыва в кадровом обеспечении организаций авиационной отрасли и Корпорации посредством «бесшовной» подготовки специалистов в соответствии с требованиями работодателей;
- повышение процента детей работников Корпорации, остающихся в авиационной отрасли;
- уменьшение финансового бремени организаций Корпорации на «доучивание» за свой счет специалистов до стандартов качественной подготовки;
- активное вовлечение в проект региональных вузов, создание возможности для удержания квалифицированных кадров в регионах.
МАИ – ключевой ВУЗ-партнер проекта «Крылья Ростеха», в том числе в рамках образовательной, методической и экспертной поддержки.
Проект «Крылья Ростеха» реализуется в 15 вузах в г. Москве (2 вуза), Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Самаре, Рыбинске, Новосибирске, Перми, Иркутске, Улан-Уде, Ульяновске, Комсомольске-на-Амуре, Нижнем Новгороде, Омске. Всего за период 2020-2023 гг. в проекте обучаются 994 человека.
Основными принципами обучения являются сочетание технических курсов с работой на предприятиях авиационного комплекса под руководством наставников, индивидуальные образовательные траектории для студентов (комбинация учебы, работы и проектной деятельности), применение гибких подходов (интеграция требований работодателей в учебные программы, в том числе в рамках изучения ИТ-компетенций и английского языка, приглашение экспертов из отрасли, методологическая поддержка со стороны ИТР предприятий АК).
Все студенты пилотных групп проекта трудоустроены в организации Корпорации АК (ОАК, ВР, ОДК, КРЭТ, Технодинамика) с 1 курса, получают стипендию, социальный пакет и осваивают от 1 до 2 рабочих профессий в целях погружения в специфику отрасли.
Набор в 2024 году проводится по 10 направлениям (как в рамках бакалавриата, так и специалитета):
11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы (специалитет)
15.05.01 Проектирование технологических машин и комплексов (специалитет)
24.05.02 Проектирование авиационных и ракетных двигателей (специалитет)
24.03.04 Авиастроение (бакалавриат)
09.03.04 Программная инженерия (бакалавриат)
27.05.01 Специальные организационно-технические системы (специалитет)
16.03.01 Техническая физика (бакалавриат)
15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (бакалавриат)
24.05.05 Интегрированные системы летательных аппаратов (специалитет)
24.05.07 Самолето-вертолетостроение (специалитет)
Порядок поступления на Трек «Крылья Ростеха», а также контакты ответственных за набор предприятий – см. в приложении.
Трек «Код Ростеха» — https://priem.mirea.ru/code_rostech/
Департаментом управления персоналом Корпорации проведен анализ среди организаций Корпорации на предмет потребности в специалистах в области ИТ на краткосрочную и среднесрочную перспективы с учетом их профессиональной квалификации по приоритетным направлениям подготовки в образовательных учреждениях. В исследовании приняли участие 210 организаций, включая 30 ХК/ОПУ/Групп компаний в 47 регионах присутствия организаций Корпорации. В ходе анализа выявлено, что потребность в ИТ-специалистах испытывают 204 организации по 40 основным должностям/ специальностям в сфере ИТ технологий. До 2026 года в организации Корпорации требуется более 5 тысяч ИТ-специалистов. Среди образовательных организаций высшего образования, ведущих подготовку по ИТ-специальностям, организации Корпорации выделяют МИРЭА, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, МФТИ, ИТМО (г. Санкт-Петербург).
Проект Код Ростеха направлен на подготовку и удержание инженерных кадров в сфере ИТ, в том числе в междисциплинарных областях (ИТ-технологии и ИТ-безопасность, разработка и эксплуатация ПО и др.), способных создавать новые технологические решения и оборудование (программно-аппаратный комплекс), а также повышение качества подготовки кадров в области ИТ-технологий как в узкоспециализированных, так и в междисциплинарных областях (робототехника, геоинформационные технологии, языки программирования (умение соединять между собой до 40 программ), 3D моделирование, ИТ-архитектура, ИТ-безопасность и др.).
С 2024 года подготовка пилотных групп будет вестись в интересах организаций, входящих в АО «ОПК», АО «НПО «Высокоточные комплексы», АО «ОДК», АО «КРЭТ», с участием ключевых вузов-партнеров (МИРЭА, ЮФУ, ТулГУ, РГАТУ, НГТУ, ЛЭТИ) по следующим направлениям:
09.03.01 Информатика и вычислительная техника (бакалавриат)
11.03.03 Конструирование и технология электронных средств (бакалавриат)
11.03.04 Электроника и наноэлектроника (бакалавриат)
01.03.02 Прикладная математика и информатика (бакалавриат)
11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы (специалитет)
11.03.01. Радиотехника (бакалавриат)
Порядок поступления на Трек «Код Ростеха», а также контакты ответственных за набор предприятий – см. в приложении.
Трек «Ростех.Биотехмед»
Департаментом управления персоналом Госкорпорации Ростех проведен анализ потребности организаций Корпорации в специалистах в области биотехнологий и разработки, производства и реализации медицинской техники, а также требований к их подготовке, специализации и квалификации. В опросах принимало участие 97 организаций из 13 ХК в 15 субъектах РФ. Планируемая до 2026 г. потребность организаций Корпорации в специалистах в области разработки, производства, реализации и применения медицинской техники составляет более 270 чел. Из них наибольшая потребность (более 130 человек) ожидается по следующим направлениям подготовки: Электронные и оптико-электронные приборы и системы (12.05.01), Технология машиностроения (15.03.01), Биотехнические системы и технологии (12.03.04). Планируемая до 2026 г. потребность организаций Корпорации в специалистах в области биотехнологий составляет 162 чел. Наибольшая потребность (105 человек) ожидается по следующим направлениям подготовки: Промышленная фармация (33.04.01), Биотехнология (19.03.01), Биология (06.03.01).
Трек «Ростех.Биотехмед» направлен на подготовку и удержание инженерных кадров в области разработки и серийного выпуска современных информационных медико-технических систем и оптико-электронных комплексов
Выпускники программы — специалисты в области производства медицинского оборудования, обладающие знаниями, навыками и умениями на пересечении таких областей как приборостроение, электроника, программирование, лазерная медицинская техника, машинное зрение, компьютерное моделирование, оптико-электронные системы, технические методы и средства диагностических исследований и лечебных воздействий и др.
Подготовка инженеров-интеграторов проходит в МГТУ им. Н.Э.Баумана в интересах АО «ШВАБЕ», АО «Техмаш» и АО «КРЭТ» по направлениям:
12.05.01 «Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения» (специалитет)
12.03.04 «Биотехнические системы и технологии» (бакалавриат)
Помимо обучения в МГТУ им. Баумана студенты программы получат возможность получить дополнительные навыки и знания в рамках практических курсов по выбору на базе крупных российских медучреждений – Первой градской больницы им. Н. И. Пирогова, ВНИИ испытательной медицинской техники, Первого медицинского университета им. И. М. Сеченова.
Порядок поступления на Трек «Ростех.Биотехмед», а также контакты ответственных за набор предприятий – см. в приложении.
Трек «Ростех. Качество»
Реализация программы обусловлена значительной потребностью организаций Корпорации в высококвалифицированных специалистах по качеству и направлена на подготовку Инженеров по качеству с учетом отраслевой специфики (авиастроение, машиностроение, радиоэлектроника, химия/фармацевтика). Образовательная программа реализуется в рамках междисциплинарного подхода, что позволит в дальнейшем сократить качественный разрыв между требованиями работодателей к специалистам и действующим уровнем подготовки студентов, а также улучшить качество процессов создания продукции и повысить ее надежность.
Ключевые компетенции выпускника Программы – инженера по качеству:
- способен разрабатывать, внедрять и поддерживать систему менеджмента качества в организации;
- способен контролировать соответствие качества продукции (работ, услуг) установленным требованиям;
- владеет основами проведения аудитов СМК;
- способен выполнять мероприятия в рамках сертификации АТ (отраслевая специфика — авиастроение);
- владеет основами проведения аудитов Фармацевтической Системы Качества (ФСК) (отраслевая специфика — химия/фармацевтика)
- способен выполнять мероприятия по валидации (квалификации) фармацевтического производства (отраслевая специфика — химия/фармацевтика).
Подготовка пилотных групп с 2024 года будет проходить в интересах: АО «ОПК», АО «КРЭТ», АО «НПО «Высокоточные комплексы», АО «НПК «Техмаш», ООО «РТ-Капитал», ООО «СТАН», АО «Технодинамика», АО «Швабе», АО «Нацимбио», АО «ОДК» и с участием ключевых вузов-партнеров (ФГБОУ ВО «РТУ МИРЭА», ФГБОУ ВО «Станкин», СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ФГАОУ ВО «ПНИПУ»).
Набор 2024 года планируется проводить по следующим направлениям подготовки:
27.03.02 «Управление качеством» (бакалавриат, «РТУ МИРЭА», «Станкин», СПбГЭТУ «ЛЭТИ») (бакалавриат)
27.04.02 «Управление качеством» (магистратура, ФГАОУ ВО «ПНИПУ») (магистратура)
Порядок поступления на Трек «Ростех.Качество», а также контакты ответственных за набор предприятий – см. в приложении.
КАК ПОСТУПИТЬ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕКИ КОРПОРАЦИИ
- Март-июнь: выбрать организацию-будущего работодателя студента с 1 курса
Смотри приложение «Треки Ростеха: вузы_организации»
- с 1 мая:
А) подать заявку на целевое обучение через платформу «Работа в России» и получить подтверждение от организации-будущего работодателя или подать заявку в бумажном виде в организацию-будущему работодателю. Абитуриент может подать только 1 заявку на целевое обучение на 1 Трек. При этом, у него остается право подать документы параллельно на обычное бюджетное обучение (не целевое) и, в случае недобора студентов на Треках, предприятия могут пригласить студентов с бюджетного обучения перейти на целевое. Если абитуриент понимает, что для поступления на Трек баллов не хватает, рекомендовано поступать на обычное целевое обучение вне Треков Корпорации по другим направлениям подготовки и параллельно прорабатывать вопрос с ответственными от организаций Корпорации, курирующими Треки, возможности поступления на Трек в рамках дополнительного набора.
Договор целевого обучения будет заключен в августе после зачисления на образовательную программу.
Б) При наличии, на предприятие необходимо предоставить дополнительную информацию и портфолио. Предприятие само указывает, как предоставить портфолио и информацию – по электронной почте, лично, через определенный сайт заявок и др.:
- информацию о родстве с работником организации Корпорации
- информацию о родителях-участниках СВО
- Портфолио необходимо, если имеет место:
- Победа/призёрство абитуриента в Многопрофильной олимпиаде «Звезда» по соответствующим направлениям/темам профиля «Техника и технологии» (важно для поступления на любой Трек) или Олимпиада школьников «Шаг в будущее» (важно для поступления на трек «Ростех.Биотехмед»)
- Победы абитуриента в:
- Региональных этапах всероссийских олимпиад школьников за 10 и 11 классы по предметам: физика/информатика, математика, иностранный язык*
- Олимпиадах за 10 и 11 классы по инженерным и техническим профилям // Предметных олимпиадах по физике/информатике и математике*
- Корпоративных профориентационных чемпионатах предприятия-работодателя, например Профориентационный чемпионат по физике «Построй карьеру в ОДК», «Сила Света», «Время винтокрылых», «Курс на взлет» и др.
- Выпуск абитуриента из инженерного класса, партнером которого выступают Корпорация и/или организации Корпорации. (Инженерные классы: в Москве – в рамках проекта «Инженерные классы в московской школе» (в т.ч. авиа-, космические, биотехмед- и IT классы в партнерстве с организациями Корпорации Ростех) и в рамках проекта «IT-класс в московской школе», в регионах – в рамках проекта «Инженерные авиа- и судоклассы».)
Иные достижения абитуриента (просто участие в профориентационных мероприятиях, защита проектов в рамках конференций инженерных классов, ведение научно-популярного блога для многочисленной аудитории, рекомендации и отзывы преподавателей и наставников технических кружков, секций и профпроб, успешный запуск самодельного летательного аппарата во дворе дома и др.) подтверждают заинтересованность абитуриента в выбранной области профессионального развития, однако не дают преимуществ при поступлении в виде баллов.
* Перечень олимпиад, победа/призерство в которых дает преимущество при поступлении на Треки, утвержден Минобрнауки РФ — https://postupi.online/journal/novosti-olimpiad/olimpiadi-rsosh-2022-2023/.
- Июнь-июль:
— подать документы в приемную комиссию вуза с учетом Порядка приема в каждом вузе и установленных сроков и предоставить при поступлении целевой договор (если он заключен до 1 мая 2024 года)
— сдать вступительные испытания:
А) Экзамены (июнь 2024)
Если абитуриент закончил школу, то он сдает ЕГЭ, профильные для поступления на конкретный Трек
Если абитуриент закончил СПО (техникум, колледж, производственно-учебный центр, в случае обучения на базе колледжа), он сдает:
- либо внутренние экзамены ВУЗа (в зависимости от программы каждый ВУЗ сам устанавливает формат и набор внутренних экзаменов для выпускников СПО или предусматривает поступление на программу только по результатам сдачи ЕГЭ).
- либо профильные ЕГЭ: физика/информатика, математика, русский язык
Б) Мотивационный опрос (20-е числа июня)
Точная дата опроса будет разослана абитуриентам ответственными за набор студентов от предприятий. Мотивационный опрос можно будет пройти он-лайн на платформе Академии Ростеха (ссылка будет выслана в день опроса) с любого мобильного устройства или компьютера, подключенного к сети Интернет. Ссылка будет действовать 24 часа, однако, с момента захода/старта опроса студенту дается одна попытка ответить на вопросы в течение 20 минут.
- Июль: предприятия Корпорации Ростех рассматривают заявки на целевое обучение с учетом порядка, предусмотренного в нормативных актах РФ, и предоставленной от абитуриентов информации.
- Конец июля: абитуриент ждет зачисления на программу + подает оригинал документа об образовании в установленные ВУЗом сроки
- 1-31 августа – заключение договора с предприятием-работодателем о целевом обучении.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПОСТУПЛЕНИЮ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕКИ КОРПОРАЦИИ
Знакомство школьников и студентов с рабочими и инженерными профессиями для более осознанного выбора Трека, а также возможность попробовать свои силы по направлениям будущих профессий предоставляется школьникам в рамках широкого круга мероприятий Корпорации и ее организаций. Следить за мероприятиями можно на официальных сайтах и в социальных сетях интересующих предприятий/холдинговых компаний, а также самих мероприятий.
- Организации Корпорации проводят профпробы, экскурсии и ознакомительные лекции в рамках Профминимума на базе проекта «Билет в будущее», Всероссийской акции «Неделя без турникетов», Программ и проектов «Российское Движение Детей и Молодёжи «Время Первых», Фестиваля «Наука 0+», ФГБУ культуры «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.»;
- Корпорацией ежегодно организуются профориентационные мероприятия и юниорская лига в рамках Чемпионата рабочих и инженерных профессий Государственной корпорации «Ростех» — «Время первых». В чемпионате участвуют лучшие работники организаций Корпорации, студенты и школьники подшефных образовательных учреждений.
- Эксперты организаций Корпорации организуют образовательные программы и смены в образовательных детских центрах, в том числе в сети детских технопарков «Кванториум», Образовательном центре «Сириус», образовательных детских центрах «Артек», «Орленок», «Океан»;
- Проводятся корпоративные научные конкурсы, олимпиады и чемпионаты («Сила Света» АО «Швабе», «Построй карьеру в ОДК», Время винтокрылых», «Курс на взлет», «Калашников-технофест»).
Предпрофессиональные инженерные классы
Рекомендуемой входной точкой для участия в проектах являются предпрофессиональные классы, в которых Корпорация выступает индустриальным партнером, формируя совместно с ВУЗами как учебные программы, так и профориентационные мероприятия. Например, в Москве при поддержке Департамента образования и науки и в других регионах страны в 65 школах в «инженерных классах» проходят обучение более 2 000 детей, часть из них пойдет в «Крылья Ростеха». В рамках авиаклассов учащиеся активно привлекаются к проектной и исследовательской деятельности в области авиастроения. Учебно-методические материалы для реализации направления «Авиастроительные классы» разработаны МАИ совместно с Корпорацией.
С 2023 года в Москве запущены:
- предпрофессиональные инженерныеклассы в 11 московских школах как часть проекта «Код Ростеха» при участии РТУ МИРЭА (школы-участники: №№ 1542, 2070, 947, 1347, 1103, 1231, 1329, 1002, 814, 1514 и Школа «Марьина Роща»). Образовательная программа включает углублённое изучение математики, физики, информатики, элективные курсы по изучению технологий современного производства, навыков проектирования и работы в Компас 3D. Проектно-исследовательская деятельность под руководством преподавателей университета и экспертов предприятий Корпорации включает создание собственных проектов по таким направлениям, как программирование и разработка электронных устройств, умный город / умный дом, кибербезопасность телекоммуникационных систем. На курсах по выбору школьники изучат основы сетевой безопасности, основы программирования на языках С++ и Python, программно-определяемые радиотехнологии. Предусмотрены лекции специалистов-практиков предприятий Госкорпорации, мастер-классы и производственные экскурсии на предприятия Корпорации: АО «НПП «Исток» им. Шокина, АО «НТЦ «Атлас», ПО «НПП «Пульсар» и другие (заказчики выпускников программы «Код Ростеха» — предприятия ХК АО «ОПК» и АО «НПО «Высокоточные комплексы»).
- Биотехмед классы Ростеха в трех московских школах как часть проекта «Биотехмед Ростеха» при участии МГТУ им. Н.Э.Баумана (школы участники: Бауманская инженерная школа № 1580, Инженерная школа № 1581, ГБОУ Школа № 1210). Образовательная программа в школах включает углубленное изучение профильных предметов, проектно-исследовательскую деятельность и широкий перечень мероприятий внеурочной деятельности с привлечением экспертов предприятий Корпорации, входящих в холдинг АО «Швабе»: АО «НИИ «Полюс» им. М.Ф.Стельмаха», ПАО «Красногорский завод им С.А.Зверева», АО Лыткаринский завод оптического стекла, АО «НПО «Орион», АО «Загорский оптико-механический завод».
- В целом, рекомендуемые инженерные классы: в Москве – в рамках проекта «Инженерные классы в московской школе» (в т.ч. авиа, космические, IT-, биотехмед- классы в партнерстве с организациями Корпорации Ростех) и в рамках проекта «IT-класс в московской школе», в регионах – в рамках проекта «Инженерные авиа- и судоклассы». В приложении – адреса и номера школ, где действуют Инженерные классы Авиастроительного профиля 2023-2024 уч.г. в Российской Федерации.
Часто задаваемые вопросы от предприятий
- Ребенок работника из одного региона России может поступить на Трек в Москве или ином регионе России?
Да, любой ребенок (сын/дочь, внук/внучка, племянник/племянница, брат/сестра) работника любой организации, входящей в периметр Корпорации, рассматривается в приоритетном порядке при поступлении на любой Трек в любой вуз-участник Треков. Абитуриент может подать только 1 заявку на целевое обучение на 1 Трек. При этом, у него остается право подать документы параллельно на обычное бюджетное обучение (не целевое) и, в случае недобора студентов на Треках, предприятия могут пригласить студентов с бюджетного обучения перейти на целевое. Если абитуриент понимает, что для поступления на Трек баллов не хватает, рекомендовано поступать на обычное целевое обучение вне Треков Корпорации по другим направлениям подготовки и параллельно прорабатывать вопрос с ответственными от организаций Корпорации, курирующими Треки, возможности поступления на Трек в рамках дополнительного набора.
- Предприятие должно оплачивать обучение детей работников?
Обучение проводится на бюджетной основе, организации-участники Треков, ответственные за набор абитуриентов на Трек и их трудоустройство, оплачивают дополнительные программы обучения в рамках Треков и стипендии. Список организаций-участников Треков Корпорации перечислены в файле «Треки Ростеха: вузы_организации».
- Предприятие должно трудоустраивать детей работников после обучения?
Нет, это делают только те предприятия, которые являются официальными участниками Треков Корпорации – заказчиками целевого обучения, перечисленным в файле «Треки Ростеха: вузы_организации».
- Предприятие может трудоустроить детей работников после обучения на треках?
Может, в случае если само предприятие является официальным участником Трека-заказчиком целевого обучения.
- Ребенок может поступить только на Трек по профилю родителя?
Нет, ребенок может поступить на любой Трек вне зависимости от профиля деятельности предприятия, входящего в Корпорацию, где работает его родственник.
- Нужно ли предприятию бронировать целевые места по квоте под данных детей?
Нет, квоты заявляются организациями-будущими работодателями (официальные участники Трека) согласно целевому договору.
Участники проекта «Инженерные Авиа-классы» (на конец 2023 г.) | ||
Субъект | Профиль | Наименование общеобразовательной организации – участнике проекта (ОО-УП) |
Республика Башкортостан | Авиа | Республиканский политехнический лицей-интернат |
Республика Башкортостан | Авиа | Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов им. С.А. Погребача» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан |
Республика Башкортостан | Авиа | Лицей №155 имени Героя Советского Союза Ковшовой Натальи Венедиктовны» городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
Республика Башкортостан | Авиа | Лицей № 107 городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
Республика Башкортостан | Авиа | Лицей № 68 городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
Республика Башкортостан | Авиа | Лицей № 60 имени Михаила Алексеевича Ферина городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
Республика Башкортостан | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 6 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан |
Республика Башкортостан | Авиа | Лицей № 96 городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
Республика Бурятия | Авиа | Лицей №27 г. Улан-Удэ |
Республика Бурятия | Авиа | Гимназия №33 г. Улан-Удэ |
Республика Бурятия | Авиа | Физико-математическая школа №56 г. Улан-Удэ |
Республика Бурятия | Авиа | Средняя общеобразовательная школа №32 г. Улан-Удэ |
Республика Бурятия | Авиа | Средняя общеобразовательная школа №7 г. Улан-Удэ |
Республика Татарстан (Татарстан) | Авиа | Лицей № 35 – образовательный центр «Галактика» Приволжского района города Казани |
Республика Татарстан (Татарстан) | Авиа | Лицей № 83 – Центр образования Приволжского района г. Казани |
Республика Татарстан (Татарстан) | Авиа | Гимназия № 179-центр образования Ново-Савиновского района г. Казани |
Красноярский край | Авиа | Ачинский кадетский корпус имени Героя Советского Союза Г.Г. Голубева |
Приморский край | Авиа | Средняя общеобразовательная школа № 1 Арсеньевский городской округ |
Хабаровский край | Авиа | «Инженерная школа города Комсомольска-на-Амуре» |
Воронежская область | Авиа | Борисоглебская Средняя общеобразовательная школа № 3 |
Воронежская область | Авиа | Средняя общеобразовательная школа №105 |
Воронежская область | Авиа | Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области |
Воронежская область | Авиа | Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Лиски |
Иркутская область | Авиа | образовательный комплекс города Иркутска «Лесной» (бывшая 33) |
Иркутская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 39 г. Иркутска |
Иркутская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 21 имени Ю.А. Гагарина города Иркутска |
Иркутская область | Авиа | Лицей г. Черемхово |
Московская область | Авиа | Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» |
Московская область | Авиа | Средняя общеобразовательная школа No 10 г. Дубны Московской области |
Московская область | Авиа | Гимназия №1 имени Героя Российской Федерации А.В. Баландина Городского округа Балашиха |
Московская область | Авиа | «Нестеровский лицей» Рузский г.о. |
Нижегородская область | Авиа | Сицкая Средняя общеобразовательная школа |
Нижегородская область | Авиа | Школа № 64 |
Нижегородская область | Авиа | Школа № 66 |
Нижегородская область | Авиа | Школа № 172 |
Нижегородская область | Авиа | Школа № 178 |
Нижегородская область | Авиа | Школа №118 с углубленным изучением отдельных предметов |
Новосибирская область | Авиа | Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка города Новосибирска |
Новосибирская область | Авиа | технический лицей № 176 Карасукского района Новосибирской области |
Новосибирская область | Авиа | Инженерный лицей Новосибирского государственного технического университета города Новосибирска |
Новосибирская область | Авиа | Вторая Новосибирская гимназия города Новосибирска |
Новосибирская область | Авиа | Лицей № 176 города Новосибирска |
Новосибирская область | Авиа | Центр образования № 82 «Развитие» города Новосибирска |
Новосибирская область | Авиа | Лицей № 22 «Надежда Сибири» города Новосибирска |
Новосибирская область | Авиа | Лицей Информационных Технологий |
Оренбургская область | Авиа | Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей № 5 имени Героя Российской Федерации А.Ж. Зеленко» |
Пермский край | Авиа | Техно-Школа имени летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В.П. Савиных г. Перми |
Пермский край | Авиа | Инженерная школа г. Перми |
Пермский край | Авиа | Средняя общеобразовательная школа № 76 г. Перми |
Пермский край | Авиа | Школа инженерной мысли им. П.А. Соловьева г. Перми |
Пермский край | Авиа | Муниципальное автономное образовательное учреждение «СинТез» г. Перми |
Пермский край | Авиа | Средняя общеобразовательная школа № 96 г. Перми |
Ростовская область | Авиа | Чалтырская средняя общеобразовательная школа № 1 |
Ростовская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 6 г. Батайска |
Самарская область | Авиа | Самарский международный аэрокосмический лицей городского округа Самара |
Самарская область | Авиа | Лицей авиационного профиля № 135 (Базовая школа Российской академии наук) |
Самарская область | Авиа | Гимназия №1 (Базовая школа Российской академии наук) |
Самарская область | Авиа | Самарский региональный центр для одаренных детей |
Самарская область | Авиа | Школа № 27 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара |
Самарская область | Авиа | Школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Буркина М.И. городского округа Самара |
Самарская область | Авиа | Лицей № 51 городского округа Тольятти |
Самарская область | Авиа | Лицей № 67 городского округа Тольятти |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа №19 им. Героя России Алексея Кириллина города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области |
Самарская область | Авиа | Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» города Кинеля городского округа Кинель Самарской области |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский городского округа Кинель Самарской области |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 2 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 4 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа с. Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза М.Р.Попова ж.-д.ст.Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа села Кошки муниципального района Кошкинский Самарской области |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области |
Самарская область | Авиа | Лицей «Созвездие» № 131» городского округа Самара |
Самарская область | Авиа | Школа № 68 городского округа Самара |
Самарская область | Авиа | Лицей «Технический» имени С.П. Королева городского округа Самара |
Самарская область | Авиа | Лицей № 19 имени Героя Советского Союза Евгения Александровича Никонова |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа села Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа №33 имени кавалера ордена «За личное мужество» С.А. Вотрина городского округа Сызрань Самарской области |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» имени Г.И. Гореченкова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 2 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области |
Самарская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 1 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области |
Ульяновская область | Авиа | Губернаторский Инженерный лицей № 102 |
Ульяновская область | Авиа | Средняя школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов |
Ульяновская область | Авиа | гимназия № 59 города Ульяновска |
Ульяновская область | Авиа | Средняя школа № 73 имени П.С. Дейнекина |
Ярославская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 12 им. П.Ф. Дерунова |
Ярославская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 23 имени С.И. Грудинского |
Ярославская область | Авиа | средняя общеобразовательная школа № 30 |
г. Москва | Авиа | Школа № 1474 |
г. Москва | Авиа | Школа № 1538 |
г. Москва | Авиа | Школа № 1571 |
г. Москва | Авиа | Школа № 2097 |
г. Москва | Авиа | Школа № 167 имени Маршала Л.А. Говорова |
г. Москва | Авиа | Школа № 1400 |
г. Москва | Авиа | Школа № 1576 |